Ольга, раз ты закрыла днев, пишу тебе открытое письмо - не пропадать же добру:
Оля, мне было горько читать эту тему в твоём даири. Обсуждать и осуждать чужое благочестие – значит, расписаться в отсутствии своего, а это глупо. Глупость же – порок, похвалиться тут нечем.
Поясню: глупо обсуждать то, о чем не имеешь понятия.
Второе. Строки, цитируемые тобой – строки исповеди. Это же тайна! Это очень личное. Можно поспорить о том, надо ли было выкладывать данный текст в Сеть, пусть это будет на совести выложившего, но мы-то, неужели не чувствуем, что подслушиваем чужие, интимные слова? Исповедь совершается в тайне, оглашению не подлежит. И это не «развлекуха» для священника и кающегося, а тяжёлый труд.
Конечно, цитируемый текст отнюдь не вершина русской словесности и не богословское откровение. Тем, кому эта тема интересна, я посоветую книгу «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Ссылку не даю, найти её в сетях элементарно просто.
Третье. Грех, в переводе с греческого – «промах». Промашка, отступка от совести и Божьего закона, вольная или невольная, она будет тревожить душу, мешать ей взрослеть. Человек, который только начал спрашивать себя, правильно ли он живёт, не увидит сотен мелких проступков сразу. Потом это становится заметно.
Но это дело только конкретного человека, находящегося внутри традиции, и его духовника. Обсуждать чужой духовный путь для меня очень, очень странно. Не проще ли заиметь хоть какой-то свой, дабы иметь почву и материал для обсуждения?
Четвёртое. У меня есть неверующие друзья, и они очень деликатно подходят к духовным вопросам. Я думаю, мы только тогда по-настоящему люди, когда уважаем чувства других. Особенно – религиозные. И если ты сейчас напишешь, что ничего такого обидного для меня не имела в виду, я тебе не поверю. По-моему, это, как раз, тот случай, когда «ради красного словца не пожалеет ни мать, ни отца».
Грустно, дЕвицы.